tvbanner

Вот уже третье лето подряд воспитанников военно-патриотического клуба «Гром» имени Героя СССР А.Л. Титенко Солнечнодольского хуторского казачьего общества поощряют поездками по местам боевой славы, наглядно знакомят с историей и подвигами нашего народа. В 2017 году был Волгоград, в прошлом – Севастополь, а этот год запомнится ребятам пропитанными героизмом Минском и Брестом.

Круглый стол «Продвижение культурно-познавательных маршрутов, связанных с историей казачества» прошел в рамках всероссийской выставки туристских маршрутов «Дорогами казаков» в Кисловодске. 

В конце июня – начале июля удмурты отмечают свой национальный праздник – Гербер. В этот день удмурты благодарили бога за удачно проведенные весенние земледельческие работы и просили хорошего урожая. Раньше дату этого праздника определяли не по календарю, а ориентируясь на погоду, звезды и состояние травы. Обычно это происходило после второй недели Инвожо – летнего солнцестояния.

Лето - сезон шашлыков. Это одно из самых любимых и демократических блюд народов всего мира. В Японии оно известно как якитори, в странах Ближнего Востока — кебаб, у нас же — это всеми любимый шашлык. Различается он не только названиями, но и базовым продуктом, маринадами и соусами. Предлагаем несколько оригинальных рецептов шашлыка, которые стоит попробовать.

Длинный мцвади (грузинская кухня)

Ингредиенты: 1 кг говядины (вырезки), 50 мл растительного масла, черный молотый перец, соль, 500 г помидоров, 100 г зеленого лука, кинза, базилик.

Говяжью вырезку зачистить от пленок и целиком во всю длину вдоль надеть на вертел. Чтобы мясо во время жаренья сохраняло форму и не сокращалось, его необходимо плотно привязать к вертелу суровой ниткой.
Обжарить, как обычный шашлык, над углями без пламени, периодически вращая, предварительно (или в процессе обжаривания) обмазать растительным маслом.Готовое мясо снять с вертела, нарезать, как колбасу, поперек волокон, с небольшим скосом ломтиками толщиной 1,5 см, посолить, поперчить и подавать с зеленым луком, кинзой, базиликом, обжаренными целиком на вертеле помидорами.

Каварма-кебаб из свинины (болгарская кухня)

Ингредиенты: 2,5 кг свинины, 200 г свиного сала, 150 г зеленого лука, 150 мл воды, 200 мл белого сухого вина, черный и красный молотый перец, соль.

Нежирную свинину нарезать мелкими кусочками, обжарить на свином сале и вынуть на тарелку. В оставшемся жире обжарить мелко нарезанный зеленый лук, посолить, добавить красный и черный молотый перец, влить немного воды, белое сухое вино, снова положить мясо и варить на слабом огне, пока не выпарится жидкость. Подавать каварма-кебаб с мелко рубленным репчатым луком и зеленью петрушки, добавив немного острого стручкового перца.

Кебаб (азербайджанская кухня)

Ингредиенты: 2,5 кг молодой баранины, зеленый лук с головками, чеснок с зеленым пером, стебли базилика, кинзы, эстрагона, мяты.

Молодую баранину разрубить на кусочки с косточками и хрящами,мариновать в течение 3 ч (в нарезанном колечками луке с добавлением соли и перца), нанизать на шампуры (отряхнув от соли, пряностей и лука) и обжарить над раскаленными углями, все время переворачивая. К кебабу подать пряную зелень, разложить ее на пучки, чтобы в каждом было по одному сорту зелени и по два стебля зеленого лука.

Кебаб из перепелок по-узбекски

Ингредиенты: 2 перепелки или куропатки, соль, ажгон, черный молотый перец, мука.

Очищенных и выпотрошенных перепелок или куропаток залить на 15 мин подсоленной водой. Затем снять кожу, обмакнуть тушки в горячее топленое масло, посыпать ажгоном, черным перцем, обвалять в муке и нанизать на шпажки.Жарить над углями или в духовке на проволочной сетке, время от времени посыпая тушки мукой, особенно когда из них начнет выделяться сок. Самый вкусный кебаб получается, если перепелок жарить над углями из можжевельника.

Лищапак (шашлык по-адыгейски)

Ингредиенты:1 кг баранины, чеснок, перец, соль.

Мякоть баранины нарезать кусками по 40-60 г, отбить деревянным молоточком, нанизать на шампур и жарить над раскаленными углями до образования румяной корочки, все время поворачивая шампур и поливая мясо раствором соли с чесноком и перцем. Затем переложить мясо в кастрюлю, влить немного бульона и тушить до готовности.Подавать с крутой кашей.

Молочный кебаб (болгарская кухня)

Ингредиенты:1 кг баранины, 500 мл молока, корица, черный молотый перец, соль.

Мякоть баранины нарезать кусочками по 30-40 г, посолить, посыпать черным молотым перцем и выдержать 1-2 ч. В кастрюлю влить молоко, довести до кипения, положить мясо и варить 20 мин.Затем мясо нанизать на вертел и поджарить на решетке, время от времени поливая молоком. Готовый кебаб посыпать корицей.

Шашлык по-армянски

Ингредиенты:500 граммов свиной корейки, 100 граммов бараньего сала, лимон, три луковицы, чайная ложка молотого черного перца, 20 граммов соли.

Мясо нарезать, смешать куски с перцем, солью, луком, порезанным кольцами, и лимонным соком. Убрать на ночь в холодильник.Надеть мясо на шампуры вперемешку с луковыми кольцами. Жарить до готовности, смазывая бараньим салом.Подавать со свежей зеленью.

Шашлык по-цыгански

Ингредиенты: 500 г телятины, 500 г свинины, 250 г репчатого лука, соль, перец.Для гарнира: 10 помидоров, 300 г брынзы.

Классической цыганской кухни не существует, но принципы приготовления пищи у цыган близки к венгерской, румынской и частично болгарской кухне.

Для шашлыка взять мякоть и вырезку телятины и свинины.Нарезать мясо кубиками 3х3 см, нанизать их, чередуя телятину и свинину, на вертел, быстро обжарить на решетке, потом посолить и поперчить.На гарнир - помидоры, фаршированные луком или брынзой (если с брынзой, то сырые, если с луком, то печеные).

Гарнир: вынуть чайной ложкой сердцевину из помидора и начинить его мелко порезанным репчатым луком, посолить, запечь в разогретой духовке в течение 5-7 мин, а если духовка очень горячая, то и того меньше.Вынутую из помидора начинку разболтать с сырым яйцом, а потом залить эту смесь обратно в помидор, положив внутрь веточку зелени, немного перца и соли, и снова запечь.

Шашлык по-чабански

Ингредиенты: молодой барашек, чеснок, тмин.

Молодого барашка освежевать, желудок освободить и начинить мясом. Затем зашить и закопать внутрь костровой ямы.Держать под золой в течение суток без всякого предварительного маринада и лука, только с чесноком и тмином.Все это время костер разводится и горит как обычно.Существует вариант того же шашлыка: порубленное мясо барашка завернуть в его собственную шкуру и закопать в костер до утра.Утром раскопать и можно есть.

Шашлык степной

Ингредиенты:2 кг баранины, 4 луковицы, 4 дольки чеснока, 50 г зелени, черный молотый перец, соль.

Баранину нарезать полосками длиной 10-15 см, уложить на них фарш, завернуть, нанизать на шпажки и жарить над углями.При подаче посыпать зеленью.Фарш: репчатый лук, чеснок, зелень мелко порубить, заправить перцем, солью и тщательно перемешать.

Это интересно.

А вы знаете, что армянский традиционный хлеб лаваш вошел в Список ЮНЕСКО как объект нематериального культурного наследия? Слово «лаваш» состоит из древнеармянских корней «лав» («хороший») и «хаш» («еда»). Армяне пекут его на протяжении многих веков как у себя на родине, так и по всему миру.

Четверг, 25 июля 2019 11:19

Казаки на жатве

Автор

Казаки всегда были не только успешными воинами, но и успешными фермерами. Работа на земле – один из традиционных для них видов деятельности. Сегодня в аренде у казачьих обществ Ставропольского округа находятся почти 67 тысяч гектар ставропольских сельскохозяйственных земель. Это пастбища, сенокосы и, конечно, пашни.

На базе детского оздоровительно-образовательного центра «Звездный» прошел IV Слет православной молодежи Георгиевской епархии.

 Слет православной молодежи прошел на Ставрополье уже в четвертый раз по благословению Преосвященнейшего Гедеона епископа Георгиевского и Прасковейского. Впервые принимал форум Курский район. В станицу Курскую съехалась молодежь из разных благочиний Георгиевской епархии – более 100 ставропольцев. От принимающей стороны участвовали юные казачата из Курского СтКО, Галюгаевского СтКО, Эристовского ХКО и Руского ХКО.

Праздник отмечают в ночь на седьмое июля, которую в народе считают особенной – только в эту ночь можно найти мистический цветок папоротника, который принесет человеку счастье и богатство.

Адыги, черкесы, кабардинцы, шапсуги – все это разные этнонимы, которые вошли в обиход в силу ряда обстоятельств, но в действительности обозначают один народ – коренных жителей Кавказа – адыгов (черкесов). Черкесская диаспора сегодня проживает почти в 50 странах мира и насчитывает до 6 миллионов человек. Из них, согласно переписи населения 2010 года, чуть более 700 тысяч человек – граждане России. У нас черкесы компактно проживают на территории шести субъектов: это Республика Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Моздокский район Северной Осетии, Краснодарский край и Ставрополье.

При этом в отличие от других стран, где адыгов по существу не признают в качестве отдельного народа, имеющего права на создание собственного национально-территориального образования, Россия для них – историческая родина, и в трех территориях (Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и Адыгея) черкесы являются одной из титульных наций. Они имеют свой флаг, язык, школы, научные и культурные центры и так далее.

В этой связи логично будет говорить, что задача по сохранению национальной идентичности, которая актуальна для любого малого народа, в России черкесам представляется более реальной и выполнимой. Более того, она действительно решается силами активистов. Мы видим это на примере Ставропольского края. С 2005 года у нас действует Ставропольская краевая общественная организация Черкесский культурный центр «Адыги». О том, как именно черкесы сохраняют свою культуру, традиции и язык, нам рассказал руководитель центра Юрий Шебзухов.

Я ощущаю себя ставропольцем

Юрий Ибрагимович родился и вырос в ауле Али-Бердуковском Хабезского района КЧР. Это довольно большое поселение с населением около пяти тысяч человек. Семья у Юрия Шебзухова тоже большая, он рос с матерью, бабушкой и четырьмя сестрами. В 17 лет окончил школу и поступил в Карачаево-Черкесский технологический институт (ныне Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия) на факультет промышленного и гражданского строительства. Став дипломированным инженером-строителем, устроился работать в черкесский филиал ставропольской компании, а в 2004 году руководство заметило активного и целеустремленного сотрудника и пригласило его в Ставрополь, в «головной» офис. Так он и оказался здесь.

Сейчас у Юрия Ибрагимовича уже своя фирма, занимающаяся строительством и торговлей стройматериалами. Есть семья, дети. Спустя 15 лет жизни в Ставрополе он говорит, что давно ощущает себя ставропольцем, любит этот город, край. При этом практически каждые выходные ездит в родной аул, и судьба своего народа его очень волнует.

Основная цель – сближение людей

Вспоминая о том, как начал заниматься общественной деятельностью, Юрий Шебзухов говорит, что вовсе не планировал этого, все получилось само собой. В то время – 2010-2011 годах, он с головой ушел в работу, много разъезжал, занимался развитием филиалов. Просто однажды вдруг родилась определенная идея: захотелось сблизить Ставрополье с черкесскими республиками, познакомить людей с уникальной адыгской культурой.

– В то время у нас сложилась небольшая группа друзей, молодых парней-черкесов, человек пять, – вспоминает Юрий Шебзухов. – Однажды, в разговоре, затронув национальную тему, мы обнаружили для себя, что у нас в крае нет какой-то национальной черкесской организации. Она была, но только на бумаге, а по факту своих задач не выполняла. Тогда мы решили присоединиться к этой организации и, так сказать, оживить ее деятельность. Я ее возглавил.

Постепенно активистов становилось больше, к центру начала подтягиваться молодежь, студенты. Работа закипела.

– Нашу основную миссию мы видим в сближении людей, культур, – говорит Юрий Шебзухов. – Все наши мероприятия направлены на знакомство Ставрополья с республиками, в которых проживают черкесы, а республик – со Ставропольем. Между людьми не должно быть непонимания и антагонизма.

Ставропольцам активисты центра «Адыги» хотят показать, что КЧР, КБР, Адыгея – открытые республики, туда можно ездить, отдыхать, делать бизнес. Молодых же черкесов, которые приезжают на Ставрополье, центр старается брать под опеку, чтобы им проще было влиться в новое для них общество, коммуницировать с людьми, находить общий язык.

Национальных конфликтов с участием черкесов у нас не возникает

По словам Юрия Ибрагимовича, сложностей во взаимоотношении ставропольцев и приезжающих на учебу черкесов нет. Адыги – очень открытый народ, и конфликтов с явным национальным характером за все эти годы, пока он руководит общественной организацией, не было.

– Можно насчитать пару случаев, которые я бы назвал просто недопониманием, – рассказывает Юрий Шебзухов. – Например, был один смешной момент. В Нальчике закрыли школу милиции, и многие студенты одним махом приехали учиться в Ставрополь. Они все были знакомы и соответственно держались вместе, дружили. Однажды пошли гулять большой толпой, человек 30. В итоге их задержала полиция, решив, что они что-то замышляют. Потом все, конечно, выяснилось и сейчас этот случай можно вспоминать с улыбкой.

В этом плане профилактическими можно назвать мероприятия, проводимые культурным центром: молодежь часто собирают, организуют встречи, в том числе межнациональные.

– Чтобы молодые люди общались, видели, что у нас есть адыгское сообщество, что к черкесам хорошо относятся, и в тоже время, чтобы они понимали, что любое их негативное поведение может плохо сказаться на этой гармонии, – поясняет Юрий Шебзухов.

Уникальный пример сохранения этнической общности адыгов

Сегодня на Ставрополье, по подсчетам Юрия Шебзухова, проживает около 15 тысяч представителей адыгского народа. Из них половина – выходцы из КБР и КЧР (студенты и те, кто уезжают из республик в поисках лучшей жизни), и еще 6-7 тысяч – моздокские кабардинцы, живущие в Курском районе. Например, в селе Серноводском они составляют более 90% населения, и это поселение Юрий Ибрагимович называет уникальным.

– Интересно, что половина населения – православные кабардинцы, а другая половина – мусульмане. Мы туда часто ездим, каждую осень там проходит фестиваль адыгской культуры, и каждый раз восхищаемся, как дружно они там живут, – подчеркнул Юрий Шебзухов.

Действительно, казалось бы, невозможная вещь. Один народ, один этнос, но две общины и два вероисповедания. При этом на протяжении уже многих лет они живут по общим адыгским законам, сохраняя этническую общность, обычаи и традиции.

Черкесская культура – для всех

Свою миссию по сближению народов Ставропольский краевой черкесский культурный центр «Адыги» выполняет, постоянно проводя самые разные мероприятия.

Например, этим летом уже успели свозить в Ставрополь на экскурсию около ста детей из двух карачаево-черкесских аулов: воспитанников ансамбля «Сатаней» из родного аула Шебзухова и школьников из аула Адыге-Хабль. Ребят водили по музеям, паркам, катали на каруселях, в общем, устроили им веселый и познавательный отдых. По словам Юрия Ибрагимовича, такие просветительские поездки будут обязательно продолжаться.

Для более взрослой молодежи регулярно проводятся студенческие танцевальные вечера в черкесских традициях. Они совершенно открытые, их может посетить любой желающий. Так сами черкесы, которые уезжают на учебу в незнакомый город, не забывают о своей этнической принадлежности, а представители других народов имеют возможность не просто увидеть, но и окунуться в эту своеобразную культуру.

Черкесские молодежные вечера называются «Джэгу» и проходят по четким правилам. Парни и девушки выстраиваются вдоль стен: юноши слева, девушки справа. В зале находятся специальные «распорядители», которые приглашают пары, а затем провожают танцоров на свои места. Это похоже на увлекательную игру (собственно, в переводе с адыгского «джэгу» означает «игрище») и выглядит очень красиво и, что самое главное, привлекает все больше молодежи.

– Этой традиции много веков, в старину такие вечера проводились во время свадеб как раз для знакомства молодежи между собой. После танцев молодой человек мог прийти в дом приглянувшейся девушки и в присутствии родственников продолжить общение. Тогда по-другому нельзя было. Сейчас конечно проще, но хочу отметить, что такое поведение и метод знакомства у черкесов и сегодня в ходу и даже приветствуется, – говорит Юрий Шебзухов.

Сохранять культуру – значит сохранять язык

Особое внимание культурный центр уделяет сохранению черкесского языка. Уже два года на базе Дома Дружбы ЧКЦ «Адыги» организует курсы кабардинского языка – одной из двух разновидностей черкесского. Имеются специальные учебники, изданные в КБР, а преподает уроки Мария Хаткова – учительница, много лет преподававшая черкесский язык в КЧР.

– К моему счастью я рос в родной языковой среде и учился в национальной школе, где преподавание родного языка и письменности входило в обязательную программу. Поэтому я и говорю, и пишу на черкесском свободно. А ведь есть дети, которые родились в Ставрополе и языка не знают совсем, но хотят выучить. Или они его понимают, слышат от родителей, но сами не говорят. У всех по-разному, – отметил Юрий Шебзухов.

Посещают курсы 15-20 человек. Может это и не очень много, но, главное, результаты есть. В прошлом году специально для них Юрий Шебзухов привозил детский театр из КЧР. Спектакль «Великан и украденный огонь» ребятам показывали на родном языке, который они уже смогли понять.

Ставропольский культурный центр «Адыги», кстати, первым в России начал прививать детям родной язык вне республик. Своим примером ставропольцы показали, что это реально, и сегодня курсы по изучению черкесского языка открыты и в других регионах.

– Язык надо всячески сохранять, ведь это отражение нашей ментальности, нашей культуры, – считает Юрий Шебзухов.

Ставропольцев продолжат знакомить с творчеством черкесов

Черкесское театральное искусство пришлось по вкусу не только детям, но ставропольцам разных возрастов. В 2018 году центр приглашал в Ставрополь Черкесский драматический театр имени М. О. Акова. Ставили спектакль, посвященный памяти героя СССР Умара Хабекова, который погиб во время Великой Отечественной войны. Спектакль был на русском языке, совершенно бесплатный и, что порадовало организаторов, собрал полный зал.

– Наша цель – не провести мероприятие исключительно для своих, а познакомить ставропольцев с черкесской культурой. Поэтому, распространяя билеты, мы старались сделать так, чтобы зритель получился как можно более интернациональным. И это удалось.

Также приезжал кабардинский театр со спектаклем «Ханума». Устраивали встречу с режиссером Владимиром Битоковым с показом его фильма на черкесском языке «Глубокие реки». Проводили фестиваль адыгской культуры, на котором жители Ставрополя аплодировали известному государственному академическому ансамблю народного танца «Нальмэс» из Адыгеи. Видя такой отклик, активисты центра «Адыги» строят новые планы. Если все удастся, то осенью нас ждет несколько интересных событий.

Например, есть задумка привезти ансамбль этнической музыки «Бзэрабзэ» из КБР, музыканты которого играют на традиционных музыкальных инструментах адыгов. Еще Юрий Шебзухов хочет пригласить режиссеров-сокуровцев – выпускников режиссерской мастерской Александра Сокурова в Нальчике, устроить кинопоказ и разговор по душам. А еще показать ставропольцам классику Чехова на черкесском языке. Для этого каждому зрителю театра, которые не знают языка, выдадут индивидуальные передатчики для синхронного перевода.

– Я бы хотел, чтобы культурный обмен был более интенсивным. Чтобы здесь люди привыкли к адыгской культуре, а в республиках знали, что отсюда тоже могут приехать театры, артисты, концерты. Это неотъемлемая часть жизни нашего общества. Мы будем к этому стремиться, – подчеркнул Юрий Шебзухов.

Оксана Петренко

Страница «Тифлисские ворота» в газете «МК-Кавказ №30 17-24 июля 2019 г.

Понедельник, 22 июля 2019 14:49

Очарованные степью

Автор

Сегодня основная часть ставропольских туркмен – это потомки кочевников-переселенцев XVII века.

Под председательством зампреда Правительства региона Юрия Скворцова состоялось заседание Совета при Губернаторе Ставропольского края по вопросам межэтнических отношений. За дискуссионным столом собрались представители всех национально-культурных и религиозных организаций, работающих в регионе, представители учебных заведений и органов власти. Главной темой разговора стала работа с этнической молодежью на селе.

В казачьих обществах, военно-патриотических казачьих клубах, кадетских классах школ юные казачата с малых лет воспитываются патриотами и защитниками Отечества. Казаки проводят для ребят всевозможные мероприятия по военной и туристической подготовке, стрельбы, полевые сборы, военно-спортивные конкурсы, походы. Еще до армии казачата имеют навыки и огневой, и тактической, и топографической, и строевой подготовки, знают военные уставы, и в целом, что такое быть солдатом.

Страница 21 из 23

f23854f67ef66b53d41551d8478a0365 XL

ТИФЛИССКИЕ ВОРОТА 

К 30-летнему юбилею победы над французами в Отечественной войне 1812 г. во многих городах Российской империи устраивались триумфальные арки и победные колонны, и Ставрополь не стал исключением.

В 1841 г. купцом Гавриилом Тамамшевым в конце Черкасской улицы (сегодня это проспект К. Маркса) была возведена Триумфальная арка со стеной. В этом месте – в районе Тифлисской заставы начинался Тифлисский тракт, поэтому за аркой прочно закрепилось название «Тифлисские ворота», сохранившееся в истории до настоящего времени.

За услугу, оказанную городу, Гавриил Тамамшев одним из первых в Ставрополе был удостоен звания почетного гражданина, что в те времена фактически приравнивалось к дворянскому званию.

Раз в неделю от Тифлисских ворот в направлении Кавказских Минеральных Вод, Георгиевска и Владикавказа отправлялись экипажи под охраной конных казаков, о чем в полдень возвещалось пушечным выстрелом из крепостного орудия.

Тифлисские ворота неоднократно реконструировались. Так, в 1851 году арка была значительно перестроена строительным подрядчиком Лукой Сонновым. Во 2-й половине 1930-х гг. Тифлисские ворота в Ставрополе были разрушены. В 1998 году, благодаря пожертвованиям жителей города, предприятий и организаций, при поддержке тогдашнего мэра краевой столицы М. В. Кузьмина, к 221-летней годовщине со дня основания г. Ставрополя Тифлисские ворота были воссозданы на прежнем месте. При их восстановлении использовались старые чертежи, обнаруженные В. Гниловским. Пропорции сооружения реконструированы по фотографии начала XX века.

Сегодня Тифлисские ворота являются одним из самых ярких символов Ставрополя, они напоминают о значении города Ставрополя как административного центра Северного Кавказа, открывшем путь на Кавказ, который и связал Россию с народами этого региона.

Новости

10 апр, 2024 26

Казачья разведывательная бригада «Терек» отметила годовщину своего формирования

7 апреля прошли торжественные мероприятия в Луганском кадетском корпусе.

Статьи

16 апр, 2024 16

Казаки и члены Российского военно-исторического общества почтили память героев Калалинской битвы

У памятника атаману Матвею Платову состоялось памятное мероприятие, посвященное 250-летию…